
Буллинг относят к формам девиантного (отклоняющегося) поведения.
Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки,
противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.
Девиантное (отклоняющееся) поведение имеет следующие клинические формы:
• агрессия;
• аутоагрессия (суицидальное поведение);
• злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.);
• нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);
• безнравственное и аморальное поведение;
• неэстетичное поведение.
Буллинг (травля детей сверстниками) - проблема современного общества в детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.
К скрытому (маскированному) суицидальному поведению прибегают те лица, которые понимают, что покончить жизнь самоубийством – неверный шаг для преодоления трудностей, однако иными вариантами решить проблемы они не могут. Такое поведение включает: увлечение экстремальными видами спорта, рискованный скоростной пилотаж на автомобиле, добровольное участие в военных конфликтах, опасные для жизни путешествия и походы, злоупотребление алкоголем или наркотическая зависимость.
Можно утверждать, что «замаскированные» суициденты стремятся ощутить вкус риска и сознательно балансируют по лезвию ножа, причем, чем больше убеждений и уговоров следует в их адрес, тем сильнее и осмысленнее становится их желание.
Среди основных причин суицида выделяют генетическую предрасположенность, низкий уровень жизни в семье, потеря близкого родственника, проблемы в семейных отношениях, психологические и физические травмы, полученные в детском возрасте, алкоголизм и наркотическая зависимость и т.д.
Психогигиеническая профилактика суицидального поведения является сегодня одной из базисных задач современного общества. Существуют первичные мероприятия и вторичные меры по предупреждению возникновения суицидальных попыток.
Упреждающие меры по распознаванию кибербуллинга могут способствовать смягчению конфликта и препятствуют его распространению.
По каким признакам можно понять, что среди обучающихся класса возможна ситуация кибербуллинга:
‒ анонимность e-mail: ученики имеют возможность со своего почтового адреса писать оскорбительные письма другим людям анонимно и бесплатно. Стоит учитывать тот факт, что анонимные почтовые ящики зачастую используются для травли других учеников;
‒ ухудшение психологического климата в классе: если отношения между учениками в классе накаляются, количество конфликтов увеличивается, то это является почвой для появления кибербуллинга;
‒ разрыв дружеских связей: чаще наблюдается у девочек, когда жертвой кибертеррора становится подруга, против которой используется личная информация, полученная на этапе близких отношений;
‒ атмосфера школьных мероприятий может служить хорошим показателем качества отношений, в том числе кибербуллинга среди учеников класса. В течение различных экскурсионных поездок, праздников, конкурсов и прочего становится видно, насколько сплочен класс и где проходит «линия надлома» межличностных внутригрупповых отношений.
К психологическим причинам проявления насилия в среде интернеттехнологий можно отнести:
‒ страх: боязнь стать жертвой буллинга заставляет примкнуть к активной группе, которая и оказывается агрессором;
‒ авторитет: потребность быть на виду у всех, привлечь внимание;
‒ конфликты: чаще межнациональные. Различия культур сразу могут вызвать вражду. Данные конфликты делятся на подвиды по различному признаку, например, языку, внешности, традициям;
‒ скука: зачастую лишь от безделья и скуки подростки, не зная, чем себя занять, начинают разрушать свою виртуальную репутацию, к примеру, негативным комментированием чьей-либо фотографии;
‒ сила: демонстрация своей силы наряду с другими факторами может выступать причиной нападок в сети. У каждого человека есть потребность показать свое превосходство, но у каждого человека это проявляется в разной мере и разными способами;
‒ комплекс неполноценности: есть вероятность стать объектом насмешек из-за чувства своей ущербности. Также есть возможность «уклоняться» от комплекса или проецировать его на другого человека посредством кибербуллинга;
– личностный кризис: причиной кибербуллинга могут послужить как разрыв дружбы, так и разрыв любовных отношений, чувство зависти и ненависти.
Можно определить следующие шаги при обнаружении факта кибербуллинга в классе:
1) связаться с родителями участников травли;
2) провести беседы с подростками по данной проблеме;
3) совершенствовать собственные знания в области медиакомпетенций, передавая их обучающимся.